Контингент образовательного учреждения что такое. Путин неожиданно отклонил закон о создании системы учета школьников. Проблемы, решаемые системой

Заказчиком Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (федеральный сегмент ИС «Контингент») выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в интересах Министерства образования и науки РФ. Оба министерства осуществляют общую координацию деятельности по созданию системы. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ несет ответственность за создание и сопровождение федерального сегмента ИС «Контингент», его технологическое обеспечение, координацию межведомственного электронного взаимодействия и является технологическим оператором системы. Министерство образования и науки РФ занимается методологическим и методическим обеспечением федеральной системы.

2016. Изменение законодательства для создания системы

Путин отклонил закон о создании системы учета школьников

29 декабря 2016 года президент России Владимир Путин отклонил закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы "Контингент обучающихся", сообщается на сайте Кремля.

Объясняя свое решение, президент заявил, что в федеральном законе должен быть прописан перечень конкретных сведений, которые будут содержаться в системе. Кроме того, должны быть определены лица, у которых будет доступ к этим данным, и их ответственность.

По сложившейся в России практике, вопросы о составе и защите данных в отраслевых информационных системах – это удел подзаконных актов, где это прописывается, отмечает основатель «Академии системного анализа », научный руководитель Центра урбанистики Политеха Петра Великого Алан Салбиев .

В этом плане, конечно, нонсенс, что президент потребовал включить эти нормы в текст закона, – говорит Алан Салбиев. – Но даже самые защищенные системы бывают уязвимы, поэтому нужны максимальные гарантии, так как речь идет о защите детства, завтрашнего дня нашей державы. Как и многие эксперты, я поддерживаю решение президента, которое было продиктовано защитой интересов детей. Абсолютно логично, что он потребовал пополнить нормы закона более внятными тезисами о том, кто будет распоряжаться персональными данными, в каких целях, и какой состав данных будет. Президент не стал доверять подзаконным актам, которые потом можно быстро менять, а потребовал занести эти вопросы в сам закон.

По словам эксперта, одна из причин случившегося – смена руководства в Минобрнауки в самый разгар реализации проекта. Это привело к тому, что в ведомстве стали меняться приоритеты, подход к организации цифровой образовательной платформы, использованию цифровых технологий в образовании, началась более интенсивная работа с президентской администрацией. «Так что было ожидаемо и логично, что потребуются корректировки в саму идеологию системы «Контингент»», – считает Алан Салбиев. Но вовремя согласовать изменившиеся позиции ведомства не смогли, в результате президент отклонил закон.

Кроме того, по «Контингенту» не проводились общественные слушания в полном объеме, отмечает Алан Салбиев. В результате многие общественные деятели не обладают всей полнотой информации, что мешает взвешенности суждений.

Эксперт прогнозирует, что в самое ближайшее время в закон внесут необходимые корректировки и система «Контингент», возможно, будет реализована в полном объеме уже к весне 2017 года.

Рад, что даже адепты доски и мела начали осознавать, что новое поколение потребляет информацию в другом формате и нужны другие подходы в образовании. Без цифровой экосистемы эти подходы обеспечить невозможно. Без нее система образования не сможет считаться конкурентоспособной, – убежден Алан Салбиев.

23 декабря 2016 года Совет федерации одобрил закон о создании информационной системы учета учащихся и направил его президенту РФ.

Госдума приняла закон о создании информсистемы "Контингент обучающихся"

21 декабря 2016 года Госдума приняла во втором и третьем, окончательном, чтениях закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы "Контингент обучающихся", в которой должны быть сведения об учениках, их успеваемости и образовательных организациях.

Законопроект должен вступить в силу с 1 сентября 2017 года, а система "Контингент обучающихся" должна формироваться "поэтапно в сроки, установленные правительством РФ, но не позднее 1 сентября 2022 года".

2015. Создание системы

Федеральная система для учета школьников создана

В конце декабря 2015 года система была создана. Минкомсвязи и «Мегафон» подписали соответствующие акты о выполненных работах, в том числе акт о готовности федерального сегмента системы к вводу в промышленную эксплуатацию.

«Мегафон» предоставил министерству дистрибутив ПО федерального сегмента системы, исходные коды, альбом экранных форм, и необходимую документацию. Заказчик заплатил подрядчику 35,76 млн рублей.

Выбор подрядчика

Участники тендера разбились по парам. Победил "Мегафон"

Победил "Мегафон", предложивший минимальную цену - 35,76 млн рублей (начальная цена составляла 67,5 млн). Интересно, что текст технической части заявки "Мегафона" практически совпадает с аналогичным текстом заявки "Барс Груп" вплоть до рисунков предлагаемых структур подсистем. Это может стать поводом для обжалования результатов тендера в ФАС, говорит собеседник TAdviser, близкий к одному из участников тендера.

Предлагаемая структура подсистемы сбора, хранения и верификации данных в технической заявке "Мегафона"

Предлагаемая структура подсистемы сбора, хранения и верификации данных в технической заявке "Барс Груп"

Предлагаемая трехзвенная архитектура системы, заявка "Мегафона"

Предлагаемая трехзвенная архитектура системы, заявка "Барс Груп"

Технические части заявок "Ростелекома" и "Восхода" также совпадают между собой.

Аналитический модуль, заявка "Восхода"

Аналитический модуль, заявка "Ростелекома"

В "Мегафоне" отказались комментировать ситуацию. В "Барс Груп" не смогли предоставить комментариев TAdviser.

ФАС не исключает сговор поставщиков

Ознакомившись с информацией о конкурсе, в ФАС заявили TAdviser, что совпадение частей технических предложений может быть одним из признаков сговора, но делать выводы только на этом основании нельзя.


ФАС готова детально изучить этот вопрос в случае поступления соответствующего заявления, добавили представители антимонопольной службы в разговоре с TAdviser.

Сроки

На разработку первой очереди федерального сегмента межведомственной системы (включая аналитический компонент федерального сегмента) отводится около одного месяца времени (работы стартуют в ноябре и завершатся до 15 декабря 2015 года).

В этот же временной период подрядчик должен опробовать информационное взаимодействие федерального сегмента с региональными сегментами межведомственной системы субъектов Российской Федерации на примере 10-ти пилотных регионов, определенных в рамках госконтракта.

Кроме того, победитель должен будет разработать прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС , ФМС , Пенсионного фонда , Минтруда , Минздрава и Рособрнадзора , а также опробовать взаимодействие системы с сегментом высшего образования.

Ключевыми вопросами, которые решали специалисты компаний «БАРС Груп» и «Нетрика» (выступали субподрядчиками), стали интеграция с различными ведомственными источниками данных, взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Разработаны прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента ИС «Контингент», которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.

Проблемы, решаемые системой

Создание федеральной системы, надеются чиновники, позволит решить "ряд актуальных проблем развития общего, профессионального и дополнительного образования", в частности, приведет к "повышению качества и оперативности принятия управленческих решений, за счет организации эффективного межведомственного электронного обмена информацией".

Определение "ПО российского производства" дано в , который был подписан Президентом в июне 2015 года. Правда, закон вступает в силу только с 1 января 2016 года.

Для федерального сегмента ИС «Контингент», помимо портала, разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами,

Людмила Рябиченко о том, что в сборе персональных данных детей государство решило действовать "по понятиям"

25 октября 2014 г. Правительство РФ выпустило Распоряжение №2125-р "Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".

После этого Минкомсвязи России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды создали рабочую группу, прописали "дорожную карту" по реализации Концепции и в 3 этапа (до 30 декабря 2014г. - проектирование и подготовка изменений в законодательстве, до 30 декабря 2015г. - внесение изменений законодательство, до 30 декабря 2016г. - реализация пилотных проектов и ввод ИС в промышленную эксплуатацию) создали к 2016 г. единую федеральную межведомственную систему учета контингента обучающихся под названием Информационная система (ИС) "Контингент" .

Программа создана Минкомсвязи (технологические функции, создание и сопровождение межведомственной системы) по заказу Минобрнауки (оператор данных, методологическое и методическое обеспечение федеральной системы).

Официальные цели нововведения - облегчение труда чиновников, повышение качества и оперативности, электронное взаимодействие между ИС различных ведомств, улучшение информированности населения об образовательных организациях и оказываемых образовательных услугах.

ИС "Контингент" включает в себя федеральный и региональные сегменты.

Федеральный сегмент будет осуществлять сбор, централизованное хранение, обработку реестра персональных данных обучающихся и их законных представителей, реестра организаций, сведений, поступающих из региональных сегментов всех субъектов РФ, сегмента высшего образования, информационных систем федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов.

Региональные сегменты будут аккумулировать информацию о "персонах" (так сказано в документах) и организациях и осуществлять межведомственное объединение этих данных и передачу в федеральную систему.

На построение ИС выделены деньги в федеральном бюджете 35,76 млн. Генподрядчиком в проекте выступил "МегаФон", который привлек компанию "БАРС Груп"; а ФАС уже заявила о сговоре при получении тендера; также одним из подрядчиов выступает "Ростлеком", а в числе региональных операторов замечен "Дневник.ру", который совместно с компанией ООО "Реформа" осуществляет работы по внедрению регионального сегмента ИС "Контингент" в информационную инфраструктуру Московской области.

ИС "Контингент" - это электронная база данных на всех детей России, их родителей и всех, кто получает образовательные услуги любого рода - будь то детский сад, школа, дом творчества, ПТУ, ВУЗ, курсы повышения квалификации или танцевальный клуб; туда же вносят данные о трудоустройстве.

Файл на ребёнка открывается с момента его рождения и регистрации в ЗАГСе, а закрывается после его смерти; единым идентификатором обучающегося в межведомственной системе назван страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Персональные данные обучающегося (на любом уровне образования, от детского сада до вуза) включают в себя общие сведения (фамилия, имя и отчество, пол, место рождения, дата рождения, номер записи акта о рождении, дата государственной регистрации рождения и наименование органа, который произвел государственную регистрацию рождения, гражданство, серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации, СНИЛС), а также данные об этапах обучения, о достижениях (портфолио).

Этим списком перечень не ограничивается: в категорию "иная информация, необходимая для решения задач межведомственной системы" входят сведения о "персоне" из недр Минздрава, ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Рособрнадзора и пр.

Минздрав будет курировать насыщение файла профильной информацией: группа здоровья, медицинская группа, группа и причина инвалидности, наличие потребности в адаптивной программе обучения, наличие потребности в длительном лечении, решения психолого-медико-педагогических комиссий и т.д.

Помимо указанных данных, в ИС указывается степень адаптированности обучающегося на всех этапах обучения, а также формируется "портфолио" для каждого ребёнка, данные которого будут анализироваться федеральной системой, в результате чего ребёнку, имеющему определенные достижения, будет присваиваться атрибут "одарённый ребенок".

Обязательным будет внесение в ИС сведений о родителях/законных представителях обучающегося: фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, СНИЛС.

Также в региональном сегменте предусмотрено внесение данных об "ассоциации родитель-обучающийся".

Для родителей, не согласных с подобными требованиями, на федеральном уровне готовится пакет нормативно-правовых документов и изменений в федеральное законодательство, которые будут приниматься весной 2016 года, и которые обяжут родителей/законных представителей предоставлять персональные данные по детям и по родителям в региональную образовательную систему.

В инструкции под названием "Унифицированные функционально-технические требования к региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам" на 69 листах много внимания уделено описанию того, как именно передавать из ЗАГСа в числе прочего информацию об изменении фамилии и даты рождения ребёнка, что происходит только при его усыновлении, и всегда являлось информацией, не подлежащей разглашению.

На вебинаре департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России при разъяснении вопросов создания и работы региональных сегментов ИС "Контингент" опасения представителей регионов были развеяны организаторами: "Указанные персональные данные ребенка могут передаваться органами ЗАГС в случае, если это указано в соответствующих соглашениях о взаимодействии".

В связи с созданием ИС "Контингент" планируется внести изменения в законы № 152-ФЗ "О персональных данных", № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также в программу "Информационное общество" на 2011-2020 гг.

В "пилотном" режиме проект реализуется в Иркутской, Московской, Ярославской, Саратовской областях, Республике Дагестан, Томске, Пермском крае, на Камчатке.

А теперь - о том, что нам всем это несёт.

Итак, в России создаётся единая информационная система, когда на каждого жителя по факту рождения сразу открывается электронный файл с индивидуальным пожизненным номером, и куда стекается абсолютно вся информация о нём. Очень удобно, и не нужно тратиться на выпуск электронных карт.

Показательно название программы ИС "Контингент" - применительно к огромным массам людей, а другими словами, к народу, к нации. В нашем смысловом поле - это что-то привычно неразвитое, со своими "тараканами", которое ни воспитать, ни исправить уже не удастся. Одним словом, контингент , что с него взять?

Первоочередной акцент в ИС ставится на состоянии здоровья, успешности (портфолио), отношениях ребёнка с родителями.

Что касается родителей - это лежит на поверхности: внести в файл сведения о недостаточной "ассоциации родителей и ребёнка" - и никакой закон о семейно-бытовом насилии, буксующий столько лет, уже не нужен.

Портфолио - базовый принцип деления детей на касты, обкатываемый в проекте Фонда Кудрина в Забайкалье, реализуемый в Проекте модернизации образования, рейтинговании школ и вузов, проекте высшей школы "Тюнинг" - для сегрегации "неразвитых" и вымывания талантов и интеллектуальных ресурсов за пределы России.

А что касается сведений о здоровье - по странному стечению обстоятельств, 1 января 2016 г. вступил в силу Приказ Минздрава всё от того же 25 декабря 2014 г. N 908н "О порядке установления диагноза смерти мозга", где в п.1 говорится, что посмертным донором теперь считается человек в возрасте от 1 года . И, значит, заказчику ИС весьма важно иметь информацию о состоянии здоровья потенциальных посмертных доноров.
Доступ к файлу "персоны" в ИС будет ограничен определённым кругом лиц, в который не входит сам субъект данных или его близкие - контролировать правильность и непредвзятость сведений о себе он не сможет, а в то же время лишь на основании этой информации некими операторами будет моделироваться его жизненная траектория.

А кто обеспечит охрану этому массиву информационного богатства, монопольное право распоряжаться которым оставлено за Минобром?

И, наконец, самое главное: а что такое у нас случилось с Конституцией? Отменили всю или по частям?

Например, статью 23: п.1: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени".

Или статью 24 п.1: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".

Или статью 24 п.2: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Что, государство уже закончилось, и всё теперь творится "по понятиям"? Никого не спросили, ни с кем не обсудили, а просто распорядились - и пошло: чиновники вопрос изучают, IT-шники в очередь за грантами становятся, юристы законы строчат против несогласных с таким положением дел.

Подготовка проекта рассчитана на три года, а вице-премьер Ольга Голодец требует запустить ИС "Контингент" за два: срочно нужна система, берущая под контроль каждого - в любом уголке страны, в любом месте и в любом качестве, от рождения и до самой смерти.

Людмила Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения "Семья, любовь, Отечество", член Президиума ЦС движения "Народный собор"

В конце 2015 г. в России стартовал один из крупнейших проектов в области информатизации образования - ГИС КОНТИНГЕНТ . В системе собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах вузов. Фактически речь идет о формировании в России единой образовательной электронной среды. В сфере услуг населению: повышение качества оказания населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде в образовательной сфере. В сфере государственного управления: обеспечение перехода на качественно новый уровень работы и взаимодействия ведомственных информационных систем в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, содержащих информацию об обучающихся.

Федеральный и региональный сегменты АИС Контингент

На региональном уровне проходит первичное наполнение системы, включая следующие организации:

  • ЗАГСы
  • поликлиники
  • школы, детские сады, кружки и секции.

Федеральный сегмент объединит данные:

  • ВУЗов
  • Минобрнауки, Рособрнадзора,
  • Минздрава,
  • Минкультуры,
  • Минтруда,
  • Минспорта РФ

Региональные сегменты ГИС Контингент

Региональные сегменты ГИС Контингент создаются в каждом российском регионе. Должны быть также созданы сервисы для интеграции с федеральным сегментом, проведено первичное наполнение данными и организована их актуализация. Плановый срок завершения этих работ определяется для каждого региона дорожной картой внедрения системы.

Этапы внедрения:

Разработка федерального и регионального сегментов. Изменения в законодательство. Срок: Июнь, 2016

«Стыковка» федерального и регионального сегментов. Принятие подзаконных актов. Срок: Сентябрь 2016 г.

Внедрение в эксплуатацию ГИС КОНТИНГЕНТ. Развитие сервисов для пользователей. Срок: 30 декабря 2016 г.

Нормативная база

Основанием для проведения работ являются следующие документы и нормативные акты:

  • Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2014 г, №2125-р об утверждении концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;
  • Пункт 1 Плана мероприятий по созданию электронной системы учета контингента обучающихся в образовательных учреждениях различного типа в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2013 года № ОГ-П10-916;
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212;
  • Письмо Минобрнауки России МОН-П-4564 от 15 ноября 2013 года;
  • Концепция развития единой информационной образовательной среды в части построения информационной системы учета детей и интеграции АИС с другими ведомственными системами и системами федерального, регионального и муниципального уровней.

Цель проекта

Внедрение регионального сегмента единой системы учета, мониторинга и управления контингентом обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации

Система предназначена для автоматизации процесса сбора актуальной информации из ВИС ОО о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся (контингенте) в образовательных организациях различного типа на территории субъекта РФ, а также:

  • Обеспечение мониторинга образования уполномоченными представителями РОИВ и МОУО с целью использования данных мониторинга при планировании создания новых образовательных организаций;
  • Сбор актуальной информации о текущей и итоговой успеваемости обучающихся ОО различного типа на территории субъекта РФ с целью выполнения функций мониторинга образования уполномоченными представителями РОИВ и МОУО по широкому набору критериев;
  • Обеспечения маршрутизации данных при реализации вывода на ЕПГУ государственной услуги в электронном виде по предоставлению информации об успеваемости обучающихся ОО различного типа;
  • Создание и ведение актуального единого реестра образовательных организаций различного типа на территории субъекта РФ;
  • Создание средств, позволяющих осуществлять мониторинг образовательной траектории обучающихся в интересах детей, родителей (законных представителей) и ОО;
  • Формирование необходимой статистической отчетности субъекта РФ по контингенту ОО с целью передачи в федеральный сегмент ИС «Контингент».

Основные модули АИС «Контингент-регион»

  • Операционная система, комплекс управляющих и обрабатывающих программ, входящий в комплект поставки Системы, которые выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами Системы, также предназначенные для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации вычислений.
  • Шлюз взаимодействия программный компонент, который обеспечивает взаимодействие (прием и передачу данных) с внешними ВИС по безопасному каналу связи. Шлюз взаимодействия должен выполнять следующие основные функции: обеспечивать возможность двухстороннего обмена данными между Системой и внешними ВИС и обеспечивать конвертацию внешнего формата данных во внутренний формат представления данных Системы и осуществлять передачу данных в подсистему хранения и обработки данных.
  • Модуль построения отчетности программный компонент, содержащий функционал Системы по формированию шаблонов отчетов, формированию запросов к БД (основной и архивной) для отчетов, генерации отчетов в различных форматах данных.
  • Шлюз выгрузки данных программный компонент, который обеспечивает взаимодействие с федеральным сегментом ИС «Контингент». Шлюз выгрузки данных должен выполнять следующие основные функции: обеспечивать возможность выгрузки требуемого объема данных из Системы в федеральный сегмент ИС «Контингент» посредствам СМЭВ; обеспечивать возможность подключения внешней ГИС для маршрутизации данных о текущей и итоговой успеваемости обучающихся между Системой и Порталом через СМЭВ с целью предоставления агрегированных данных от внешних ВИС ЭЖД по обеспечению данными сервисов государственных и муниципальных образовательных услуг в электронном виде.

Схема обмена данными между различными системами по учету контингента

Источник dnevnik.ru

Источник dnevnik.ru

Этапы реализации АИС «Контингент-регион»

Для успешного внедрения АИС «Контингент-регион» необходимо:

  • Принятие субъектом РФ решения об участии в Пилоте по программе реализации федерального проекта «Контингент» в 2014-2015 гг. и подать соответствующую заявку в МинобрРФ.
  • Формирование технического задания и государственного контракта на разработку регионального модуля АИС «Контингент».

Сформировать нормативно-правовые акты регионального уровня об участии в Пилоте, отразив следующие моменты:

  • Принять решение об обязательности проведения интеграции ведомственных информационных систем с ИС «Контингент-регион».
  • Принятие решения об обязательности сбора и учета данных о СНИЛС и других необходимых документов в деятельности ОО субъекта РФ.
  • Предоставление необходимых серверных мощностей и ЦОД для размещения ИС «Контингент-Регион», интеграция его со СМЭВ.
  • Построение региональной защищенной сети передачи данных или использование существующей для подключения организаций поставщиков информации.
  • Обучение пользователей системы.

Заявка на подключение к ГИС "Контингент"

Приведенный контингент (в том числе общая численность) обучающихся образовательной организации, по сути, является индикатором ее устойчивости на рынке образовательных услуг. Следует также отметить, что показатели контингента (в том числе общей численности) являются основой для анализа эффективности использования материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Следовательно, в дальнейшем, основой для оптимизации ресурсов и развития образовательной организации в целом.

Структура показателей анализа контингента обучающихся в образовательной организации представлена в таблице 1.

Таблица-1. Структура показателей анализа контингента обучающихся в образовательной организации

Базовые показатели Показатели эффективности
1) Приведенный контингент обучающихся всего, (чел.) 2) Контингент обучающихся по очной форме обучения, (чел.) 3) Контингент обучающихся по очно-заочной форме обучения, (чел.) 4) Контингент обучающихся по заочной форме обучения, (чел.) 5) Подготовлено слушателей по краткосрочным программам профессионального обучения, (чел.) 6) Подготовлено слушателей по краткосрочным программам дополнительного образования, (чел.) 7) Контингент обучающихся на бюджетной основе (чел.) 1) Объем оборота образовательных услуг, (чел.) 2) Индекс устойчивого рыночного спроса 3) Показатели структуры оборота образовательных услуг 4) Соотношение контингента обучающихся на бюджетной основе, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения контингента, согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

1. Объем оборота образовательных услуг отражает общую численность обучающихся, включая численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения (Ч подг.кр/пр) и по краткосрочным программам дополнительного образования за определенный период времени. Объем оборота образовательных услуг позволяет оценить общую загруженность образовательной организации за определенный период времени.



Объем оборота образовательных услуг (Об (образ.услуг)) рассчитывается как сумма контингента обучающихся (т.е. количество обучающихся по очной, очно-заочной и заочной форме обучения), численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения (Ч подг.кр/пр) и численность обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования (Ч подг.доп./пр), (чел.):

Об (образ.услуг). = Контингент + Ч подг.кр/пр + Ч подг.доп./пр.

2. Индекс устойчивого рыночного спроса (I уст.рын./спр.) отражает степень устойчивости образовательной организации в социально-экономической системе региона. Индекс устойчивого рыночного спроса – это относительный показатель, характеризующий соотношение численности обучающихся на внебюджетной основе и объема оборота образовательных услуг, (%):

I (уст.рын./спр.) = (Ч на внебюджетной основе)) / Об (образ.услуг). ,

3. Для более детального анализа, целесообразно произвести анализ структуры оборота образовательных услуг с помощью расчета долей численности по формам и видам программ профессионального обучения:

a) Доля численности обучающихся по очной форме от объема оборота образовательных услуг:

b) Доля численности обучающихся по очно-заочной форме от объема оборота образовательных услуг:

c) Доля численности обучающихся по заочной форме от объема оборота образовательных услуг:

d) Доля численности обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения от объема оборота образовательных услуг:

e) Доля численности обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования от объема оборота образовательных услуг:

4. В контексте стратегических целей, анализ контингента обучающихся направлен на решение задачи по «… оптимизации региональных сетей государственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек» . Вместе с тем, для более полной картины текущей ситуации целесообразно провести сравнительный анализ фактического значения контингента обучающихся, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения.

II.Материально-технические ресурсы

Материально-технические ресурсы, в первую очередь в виде производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг создают инфраструктурную основу для деятельности образовательной организации, эффективное использование которых характеризуется:

Во-первых количественным соответствием площадей имеющихся в распоряжении образовательной организации объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса;

Во-вторых, качественным соответствием фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ.

Структура показателей для анализа материально технических ресурсов представлена в таблице 2.

Таблица-2. Структура показателей для анализа материально технических ресурсов

Базовые показатели Показатели эффективности
1) Площадь (всего), м 2 2) Площадь (в том числе) учебная, м 2 3) Площадь (кроме того), сданная в аренду, м 2 4) Количество кабинетов теоретического обучения 5) Количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки) 6) Количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования 7) Количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия 8) Количество мастерских, лабораторий 9) Количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки) 10) Количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования 11) Количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия 1) Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса: - общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося (м 2 /чел.); - общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося, (м 2 /чел.); - общее количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты; - общее количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории; - загруженность учебных площадей (час./м 2). 2) Показатели качественного соответствия фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ: - индексы обеспеченности практикоориентированного обучения; - индексы сетевого взаимодействия

1. Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса.

a) Общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося (м 2 /чел.):

b) Общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося, (м 2 /чел.):

c) Общее количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, определяется как сумма:

Количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации основных образовательных программ (СПО и профессиональной подготовки),

Количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профессионального обучения и дополнительного образования,

Количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия.

d) Общее количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории, определяется как сумма:

Количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки),

Количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования,

Количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия.

e) Загруженность учебных площадей, определяется как отношение суммы общего количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты и общего количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории к учебной площади, имеющейся в распоряжении образовательной организации, (час./м 2).

2. Показатели качественного соответствия фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ:

а) Индексы обеспеченности практиориентированного обучения:

Индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации основных образовательных программ (ООП) СПО и профподготовки (I практ.ООП), рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки, к сумме количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации ООП СПО и профподготовки и количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки;

Индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации краткосрочных программ профобучения и дополнительного образования (I практ.кр./пр.), рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования, к сумме количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования и количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования.

b) Индексы сетевого взаимодействия:

Индекс сетевого взаимодействия теоретического обучения, рассчитывается как отношение количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов теоретического обучения;

Индекс сетевого взаимодействия практического обучения рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов практического обучения.


III. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы образовательной организации, представляют собой совокупность государственных субсидий и привлеченного капитала, которые используются для формирования активов и осуществления образовательной деятельности. В свою очередь, анализ эффективности финансовых ресурсов образовательной организации следует рассматривать:

Во-первых, с точки зрения инвестиционной активности образовательной организации и тем самым создания условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности;

Во-вторых, с точки зрения эффективности расходования денежных средств.

Структура показателей для анализа финансовых ресурсов представлена в таблице 3.


Таблица-3. Структура показателей для анализа финансовых ресурсов.

Базовые показатели Расчетные показатели эффективности
Показатели финансовых инвестиций в образовательную организацию
1) Финансовые средства (всего); 2) Субсидии: - на выполнение государственного задания; - на иные цели; - на иные цели, выделенные в рамках выполнения государственных программ 3) Финансовые средства от приносящей доход деятельности в том числе: - от образовательной деятельности; - от реализации продукции; - привлечены финансовые средства работодателей (исключая средства на подготовку кадров); 4) Инвестиции работодателей (в виде оборудования, материалов, техники и т.д.); 5) Финансовые средства, полученные при реализации программ в рамках сетевого взаимодействия (в т.ч. проведена оплата по договорам преподавателями и мастерами п/о) 1) Показатели структуры государственных инвестиций; 2) Показатели динамики инвестиционной активности: - индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности; - индекс роста дохода от реализации продукции; - индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей - индекс роста дохода от денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. - индекс роста дохода от сетевого взаимодействия; 3) Целевой показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования

Продолжение таблицы

Базовые показатели Показатели эффективности
Показатели расхода денежных средств
1) Расходы денежных средств от субсидирования на выполнение государственного задания, том числе: - заработная плата и начисления, меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан; - текущий ремонт; - приобретение оборудования, техники, инструментов, приспособлений, наглядных пособий; - повышение квалификации; 2) Расходы денежных средств от приносящей доход деятельности: - заработная плата и начисления, меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан; - текущий ремонт; - приобретение оборудования, техники, инструментов, приспособлений, наглядных пособий; - повышение квалификации; - другие цели: приобретение основных средств и материалов для хозяйственных нужд, нужд общежития, тех.обслуживание оборудования, приобретение программных продуктов, оплата командировочных расходов, канцелярские товары, материалы для производственного обучения, услуги по содержанию имущества, ремонт оборудования, информационные системы, оплата налога на прибыль и НДС, услуги охраны, юридические услуги, коммунальные платежи, услуги связи, интернета, ГСМ, продукты питания для столовой, библиотечный фонд, транспортные услуги, оплата услуг по договорам найма жилых помещений, оплата бланков свидетельств, оплата за аккредитацию колледжа, культурно-массовых мероприятий для студентов. 3) Показатели структуры расходования денежных средств от субсидирования на выполнение государственного задания; 4) Показатели структуры расходования денежных средств от приносящей доход деятельности.

1. Показатели структуры государственных инвестиций.

a) Доля субсидирования на выполнение государственного задания:

b) Доля субсидирования на иные цели:

c) Доля субсидирования на иные цели, выделенная в рамках выполнения государственных программ

2. Показатели динамики инвестиционной активности.

a) Индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности ( рассчитывается как отношение

где: Д(внеб.обр/д) – доход от внебюджетной образовательной деятельности;

b) Индекс роста дохода от реализации продукции (Iр.д.(реализ.прод.)):

где: Д(реализ.прод) – доход от реализации продукции;

c) Индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей (Iр.д.(ср.работод.)):

где: Д(работод.) – доход от привлечения средств от работодателей;

d) Индекс роста дохода от привлечения денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. (Iр(дох.р.оборуд.техн.)):

где: Д(р.оборуд.техн.) – доход от привлечения денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д.;

e) Индекс роста дохода от сетевого взаимодействия Iр(дох.сет.вз.);

где: Д(сет.вз.) – доход от привлечения средств в рамках сетевого взаимодействия;

3. В контексте стратегических целей показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования, на конец 2014 года – должен составлять 5%, на конец 2020 года – 30% . Сравнительный анализ фактического значения доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования с его оптимально допустимым целевым значением, в совокупности с полученными результатами выше обозначенных показателей финансовых ресурсов, позволит определить потенциал финансовой устойчивости образовательной организации и сформировать соответствующую перспективную финансовую политику.

где: d(внеб.в общ.об.фин.) - доля внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования (факт); Фср.прин.дох.деят. - финансовые средства от приносящей доход деятельности (всего).